ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ?
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Г.у. или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Г.у. представляет собой одну из форм этой деятельности. Г.у. носит государственно-властный характер,является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой (финансы, налоги, статистика), социально-политической (оборона, иностранные, внутренние дела и др.), социально-культурной (наука, образование, здравоохранение), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля) и др. областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.
КолодкинЛ.М.
Энциклопедия юриста. 2005.
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» в других словарях:
-
Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права
Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — – одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики. Г. у. должно осуществляться в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — (state administration, government management) одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Государственное управление — деятельность государственных органов исполнительно распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной … Теория государства и права в схемах и определениях
государственное управление с использованием ИКТ — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN ICT government … Справочник технического переводчика
dic.academic.ru
Государственное управление
В качестве управления принято рассматривать функцию, которую выполняют организованные системы разного характера. Она направлена на то, чтобы обеспечивать сохранность, поддерживать рабочий режим, и реализовывать программные цели, которые входят в состав тех самых систем. Под объектами деятельности, связанной с управлением, понимают людей, процессы и явления. Субъектами могут выступать коллективные формирования или отдельно взятый человек.
Государственное управление как подвид социального управления
Деятельность, которая направлена на организацию, а также на регулирование множества разнообразных процессов в социуме, имеет название социального управления. При этом власть выступает как движущая сила. Именно с ее помощью происходит образование социальной сферы, а также регулируются взаимоотношения внутри описанной структуры.
На сегодняшний момент социальное управление раскрывается в трех ипостасях:
- общественное управление;
- муниципальное управление;
- государственное управление.
- Общественное управление. Данная деятельность относится к существованию и реализации действий различных объединений, формируемых на основе принципов, связанных с самоуправлением, а также, учитывая уставы. Регулирование в данной сфере является локально-правовым, дополняемым административным, которое определено в строгом соответствии с законом. Именно оно предусматривает для указанных объединений правила обязательной регистрации и осуществление контроля за их работой.
- Муниципальное управление. Этот вид социального управления непосредственно связан с ее публичной реализацией и максимальной приближенностью к народу. При этом важной гарантией выступает обеспечение защиты интересов, которые связаны с тем, что народ проживает на одной установленной территории.
- Государственное управление. Последний, но не по значению, вид социального управления – это государственное управление. Его можно охарактеризовать в качестве процесса, направленного на регулирование государственных вопросов, и осуществляемого специальными органами исполнительной (правоприменительной) власти, с опорой на власть судебную и законодательную.
Характеристика государственного управления
Стоит отметить, что понятие государственного управления в научной литературе принято рассматривать в широком и узком смысле.
Определение 1
Государственное управление (в широком смысле) – это процесс, связанный с регулированием государственных дел, реализуемый органами власти, которые уполномочены на это законом.
Определение 2
Государственное управление (в узком смысле) – это деятельность, осуществляемая определенной группой органов (субъектов и должностных лиц), которая характеризуется в качестве организующей, подзаконной и юридически властной.
Во втором понятии речь идет о такой деятельности, которая связана с практическим исполнением различных задач и функций государства в процессе руководства административной, политической, культурной, социальной и экономической сферой.
Государственное управление выступает конкретным и самостоятельным видом деятельности, который имеет свою собственную специфику (функциональную и компетентную), что позволяет отличать его от других реализационных форм власти.
Замечание 1
Характеризуя государственное управление, стоит подчеркнуть, что существует такое понятие, как «отрасль государственного управления», которое означает отдельную сферу общественных отношений, объединенных общим объектом правового регулирования, например, транспортная сфера, промышленность, лесное хозяйство, строительство и т.д.
Таким образом, государственное управление призвано охватить все стороны жизни общества, которые имеют значение для развития государства.
spravochnick.ru
содержание и модели. Система государственного управления рф
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность — наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Свойства государственного управления:
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.
Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней:
1) федерального;
2) субъектов РФ;
3) местного самоуправления.
Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.
Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц. Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов.
Государственный менеджмент
Существуют два подхода к понятию государственного управления. В широком смысле государственное управление – это деятельность государства по руководству различными сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле под государственным управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами.
Таким образом, государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.
Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
а) государственная управленческая деятельность – это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления;
в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.
Отрасль государственного управления – это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).
Область государственного управления – это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально-культурной и административно-политической областях).
Сфера государственного управления – это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).
Орган государственного управления (исполнительной власти)– это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.
Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:
• во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;
• во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;
• в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.
Цель государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Можно выделить следующие виды классификации целей:
1. В зависимости от выполняемых функций:
• общественно-политические – вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
• организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решению его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований;
• производственно-обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния, создание и поддержание производственной активности управляемых объектов;
• социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
• духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;
• информационно-разъяснительные – отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.
2. Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием – стратегические цели. Делятся на: оперативные – фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные действия.
3. По объему: общие и частные.
4. По результатам: конечные и промежуточные.
5. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.
Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:
1. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.
2. Обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма, создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения.
3. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности.
4. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).
5. Укрепление престижа страны и поддержание соответствующего статуса на международной арене.
Все государственное управление действует на основе определенных принципов. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
Общесистемные принципы государственного управления – общеуниверсальные закономерности. Выделим основные:
1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.
2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.
3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).
4. Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.
5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
Структурные принципы подразделяются на:
1) структурно-целевые;
2) структурно-функциональные;
3) структурно-организационные;
4) структурно-процессуальные.
Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.
Функция управления – это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются при помощи конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления особо выделяются функции органов государственного управления (то есть их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (органов законодательной и судебной властей).
В качестве общих управленческих функций, отражающих важнейшие этапы организации управленческого процесса, В. И. Кнорринг выделяет функции организации, планирования, мотивации и контроля. Г.В. Атаманчук классифицирует функции государственного управления на внутренние (управление внутри государственной управляющей системы) и внешние (воздействие государственных органов на управляемые объекты), общие (отражающие сущностные моменты управления) и специфические (отражающие особенное содержание отдельных воздействий). К общим функциям управления он относит организацию, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.
К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.
1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, то есть сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. Под информацией в данном случае понимается совокупность сведений о системе управления, происходящих в ней изменениях, формах соприкосновения управленческой системы с внешним миром, внутриорганизационных и внешних управленческих связях. Точность информации, логичность и оперативность информационных процессов – это важные условия оптимального информационного обеспечения системы управления, в прямую зависимость от которых попадают дальнейшие действия органов власти и выполнение ими основных функций.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, системы и структуры государственных органов.Прогнозирование – предвидение изменений в развитии и результатах каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование – это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов. Прогнозирование, как и информационное обеспечение, является важным условием эффективного выполнения многих функций государства и государственного управления, в частности планирования. Моделирование – это создание системы управления, предназначенной для спланированного управления, решения задач и достижения поставленных целей.
3. Планирование – это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных), конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.
4. Распорядительство, то есть оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.). Распорядительство в узком смысле – это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
5. Руководство – это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов.
6. Координация – это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Функция координации часто используется вместе с функцией контроля и надзора. Использование координационных механизмов создает условия для успешного достижения целей и решения задач государственного управления всеми участниками управленческих отношений, вовлеченными в общий управленческий процесс. Функции координации в той или иной мере свойственны каждому органу государственного управления, ведь руководители этих органов и их структурных подразделений постоянно осуществляют согласование внутренней и внешней деятельности подчиненных им субъектов.
7. Контроль – это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль – это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
8. Регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование – это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права с целью обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан. Можно отметить, что в настоящее время с учетом постоянных реформ в государственном устройстве страны функция государственного регулирования становится преобладающей и первостепенной. Под государственным регулированием понимается закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти.
К специфическим функциям государственного управления следует отнести:
1. Осуществление государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка и общественного порядка: обеспечение достаточной обороноспособности страны; установление и поддержание пограничного режима, охрана государственной границы; поддержание общественного порядка и общественной безопасности; защита жизни, здоровья граждан и собственности от преступных и иных неправомерных посягательств. Для органов, обеспечивающих безопасность граждан и государства, особую значимость приобретают функции борьбы с организованной преступностью и коррупцией в различных сферах.
2. Государственное регулирование по ограничению нецелесообразного вмешательства государства в экономическую и социально-культурную сферу: повышение народного благосостояния, социальная защита населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; обеспечение рационального, полного и комплексного использования природных ресурсов; охрана природной среды и т.д.
Перечень специальных функций государственного управления установить чрезвычайно трудно, так как государственный орган имеет множество направлений деятельности, обеспечивающей выполнение его основных задач.
К специальным функциям государственного управления можно отнести:
• разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и трудовых затрат государственных органов;
• обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
• выработку критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;
• проведение исследований в различных государственных органах;
• разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах.
Каждый из функционирующих в стране федеральных органов исполнительной власти выполняет ряд закрепленных за ним функций государственного управления, которые представляют собой функции специальных органов государства, органов исполнительной власти.
Метод государственного управления – осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами, то есть это определенный, сложившийся в практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей.
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию за ее антиконституционную деятельность, а мэрия – не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т.д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Важно, что органы и должностные лица могут применять только такие методы государственного и муниципального управления, которые разрешены им законом (и в соответствии с ним уставом муниципального образования). Выделяют следующие основные методы государственного управления.
Административно-правовые методы – это способы государственного управления, которые опираются на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта и совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны. Субъект – носитель административной власти. Суть их – воздействие на управляемых по типу «приказ – исполнение». Отношение прямого подчинения управляемого управляющему обеспечивается системой законодательства, реализацией властных полномочий «по вертикали», применением запретительных санкций, вплоть до правового принуждения. Среди правовых методов можно выделить законодательствование, государственно-административное управление, правосудие, контроль. Инструментарий (административно-правовые: закон, подзаконные акты, директива, приказ, распоряжение, регламент, инструкция и другие элементы властеотношений). Примеры: уплата налогов работающими гражданами РФ в бюджеты разных уровней РФ; постановление органа исполнительной власти субъекта РФ; обмен паспорта гражданина РФ в 20 и 45 лет.
Организационные методы – основаны на правовых нормах и специфической власти организации как системы. Это управление при помощи создания организацией или совершенствования существующих для решения определенных задач. Организационные методы затрагивают все этапы управления. Организационные мероприятия проводятся путем косвенного и прямого воздействия на управляющих и на управляемых. Типичные организационные действия: перераспределение полномочий, обязанностей и ответственности; разработка инструкций, регламентов; кадровые перемещения.
Политические методы управления – способы прямого или косвенного воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств. В первую очередь речь идет о государственной политике, разрабатываемой и проводимой властью. Политические инструменты: комплекс демократических форм, норм и процедур политических действий и отношений; технологии парламентаризма – это, например, парламентские дебаты, деятельность оппозиции, лоббирование групп и интересов в парламенте, практика депутатских запросов правительству, парламентские слушания; также референдумы, переговорные процессы, дискуссии.
Экономические методы – это формы и средства воздействия на социально-экономические условия жизни людей, коллективов, социальных общностей, организаций; это также способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов. Главные инструменты: распределение и перераспределение материально-финансовых ресурсов государственными органами, регулирование финансовых потоков в стране, разработка и реализация бюджетов; применительно к человеку – это механизмы материального стимулирования труда и предпринимательства. Примеры. Разработка и реализация государственной налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал, «налоговые каникулы» для конкретных предприятий. Другим примером является система государственного социального обеспечения – выплата повышенных и именных стипендий, пенсий.
Социальные методы – используются в целях мотивации активности управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов. Инструменты: разработка и осуществление общегосударственных социальных стандартов социальных благ и услуг; законодательное закрепление и реализация прожиточного минимума населения; регулирование системы оплаты труда, пенсионного обеспечения; социальная помощь и т.д.
Неправовые методы. Среди них выделяют две подгруппы: организационно-технические, которые совершаются в соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, и противоправные, которые совершаются в нарушение действующего законодательства. Примеры. Организационно-технические неправовые методы используются в деятельности в экстремальных условиях подразделений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Каждая чрезвычайная ситуация уникальна, и ни один правовой акт не может предусмотреть всех возможных и необходимых вариантов действий или бездействия, их обоснованность и адекватность сложившейся обстановке. Противоправные методы – применение насильственных мер по разгону санкционированного митинга; нецелевое использование государственным служащим средств федерального или регионального бюджета.
Информационно-идеологические методы – это целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. Другое применяемое название этой группы методов – социально-психологические. Примеры. Классический пример – предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательное для каждой пачки сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности: «Заплати налоги и спи спокойно»; «Проскочив на красный свет, можно распрощаться с белым» и т.п.; пропаганда здорового образа жизни.
РФ является федеративно – демократическим государством с республиканской формой правления. В основе системы государственного РФ лежит 2 принципа:
Принцип разделения властей
Принцип комплементпрности
Структура государственного управления в РФ
Президент не является главой какой либо из ветвей власти, он глава государства и выступает гарантом разделения властей, а так же координатором в их отношениях. Президент не связан обязательствами ни с одной из политических партий и в своей работе оперяется на аппарат президента, который формируется на сугубо профессиональной основе.
Функции президента:
Назначения с согласия государственной думы председателей правительства РФ
Принятие решения об отставки правительства РФ
Право председательствования на заседаниях провительства
представление гос думе кандидатуры на должность председателя центрального банка
Формирование и руководство советом федерации
Представление советом федерации кандидатур а должность судей
Назначение на должность и освобождение от должности по согласованию с председателями правительства федеральных министров и заместителей председателей правительства
Утверждение в военной доктрине РФ
Назначение и освобождение высшего командования вооруженных сил РФ
Формирование администрации президентом РФ. Назначение и освобождение полномочных представителей президента в федеральных округах
Представление законодательным собранием субъектов федерации кандидатур на должность губернатора, а так же прекращение полномочий главы субъекта федерации.
Назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организаций.
Законодательная власть
Законодательная власть на федеральном уровне представляет федеральное собрание, которая состоит из 2 палат:
Верхняя палата, совет федерации
Нижняя палата, гос дума
Исполнительная власть
Правительство РФ состоящие из председателей правительства.
Работа правительственных ведомств строится по функциональному признаку и охватывает 4 основных блока:
Экономический
Социальный
Административно – политический
контрольный
Судебная власть
верховный суд РФ
Высший арбитражный суд
конституционный суд
Прокуратура
studfiles.net
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — это… Что такое ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ?
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- (state administration, government management) — одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч. В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова. 1996.
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» в других словарях:
Государственное управление — (англ. public administration) деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному … Википедия
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Энциклопедия права
Государственное управление — особый вид социального управления. На основе многовекового опыта выработаны оптимальные механизмы государственного управления, в которых задействованы такие автономные управленческие структуры, как законодательная и исполнительная власть… … Административное право. Словарь-справочник
Государственное управление — см. Управление государственное … Большая советская энциклопедия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных… … Энциклопедия юриста
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права
Государственное управление — (англ state government) организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики и культуры, иных сфер гос ной жизни; высшая форма сознательного регулирования… … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — – одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики. Г. у. должно осуществляться в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Государственное управление — деятельность государственных органов исполнительно распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной … Теория государства и права в схемах и определениях
государственное управление с использованием ИКТ — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN ICT government … Справочник технического переводчика
power_politics.academic.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ это что такое ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: определение — Право.НЭС
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
осуществление государственного руководства определенными сферами жизни государства и объектами со стороны органов исполнительной власти. (С. А.)
Оцените определение:
Источник: Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
система мер, используемая органами государственной власти, для обеспечения устойчивости и одновременно динамизма сфер государственной и общественной жизни, а также с целью оперативного реагирования на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.
Оцените определение:
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Государственное управление
деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий; это вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Оцените определение:
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие
Управление государственное
1) деятельность исполнительных органов по исполнению законов и иных решений законодательных органов; 2) исполнительно-распорядительная деятельность различных органов государственного аппарата независимо от их функционального назначения; 3) государственная деятельность по упорядочению общественных отношений, включающая различные ее сферы: законодательную, исполнительно-распорядительную деятельность и правосудие. В первом и втором значении управление государством является предметом науки административного права. В строгом понимании управление государством изучается различными отраслями обществознания, в том числе теорией государства и права, которую интересуют, прежде всего, в этом аспекте правовые формы государственной деятельности, механизмы правового взаимодействия государства и личности, государственного аппарата (должностного лица) и гражданина, юридические гарантии осуществления прав и свобод человека.
Оцените определение:
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Г.у. или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенн
determiner.ru
Что такое управление — обзор понятия + основные определения
Что такое управление и какие системы управления существуют? На каких моделях и принципах основывается процесс управления производством, бизнесом и предприятием?
Добрый день, дорогие читатели! Вас приветствует постоянный автор бизнес-журнала «Хитёр Бобёр» Эдуард Стембольский!
Пришла пора поговорить о том, какое значение в успешной коммерческой деятельности имеет управление (людьми, финансами, организацией в целом).
Данная статья будет полезна тем, кто занимается коммерцией и управляет собственным делом, кто хочет оптимизировать собственное время, а также всем, кто просто желает расширить свой кругозор в этой теме.
1. Что такое управление – общий обзор понятия
Рассмотрим это понятие в самом широком смысле.
Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами.
Необходимость в управлении производством возникла, скорее всего, сразу после возникновения последнего. С увеличение масштабов производственной деятельности человека управление развилось в прикладную науку: появились определенные принципы управления и его модели.
В более узком смысле управление есть деятельность, направленная на координацию работы коллектива и отельных его представителей в процессе производства товаров и оказания услуг.
Такая деятельность связана с организацией согласованных действий в масштабах компании и регулированием отношений индивида и предприятия.
Функции управления – эффективное использование рабочей силы и ресурсов для увеличения доходов производства и его развития. Научная база теории управления стала формироваться около 100 лет назад. Родоначальником теории управления считается инженер Фредерик Тейлор (США), основоположник научной организации трудовой деятельности.
На пустом месте управление не возникает: всегда нужен объект или процесс, которым нужно управлять.
Например
Художник, когда пишет картину, сам по себе является и управленцем и орудием производства, а его работа представляет собой неделимый и единый процесс.
А вот, скажем, производство автомобиля состоит из огромного числа процессов, каждый из которых имеет смысл исключительно в том случае, если он подчинён конечной цели и скоординирован с другими процессами. Управление бизнесом невозможно без управления персоналом – это взаимосвязанные понятия, в которые в том числе входит подбор и найм персонала.
2. Теория управления – устройство, процессы, системы
Теория управления – наука, изучающая принципы и методы контроля и координации различных систем или объектов. В социально-экономических системах данная наука использует различные приёмы регулирования деятельности групп людей (наций, региональных объединений, всего мирового сообщества).
Объекты управления могут быть следующими:
- группы людей;
- организации;
- предметы и механизмы;
- финансы;
- информация;
- коммуникации.
В качестве объекта приложения сил можно рассматривать даже самого себя: человек вполне способен научиться более эффективно управлять своим временем, поведением, эмоциями и деловыми качествами.
Во многом теория управления связана с понятием «менеджмент», но имеет при этом более общие задачи и не всегда связана с бизнесом и коммерцией. Что такое менеджмент, мы уже более подробно рассказывали в одной их предыдущих статей.
Система управления имеет вертикаль и горизонталь.
Объяснить это проще можно на примере управления предприятием: вертикаль представлена директором, заместителем, начальниками отделов и бригадирами, горизонталь – директорами по персоналу, снабжению, продажам.
Взаимодействие вертикальных и горизонтальных структур представляет собой сложную систему, которая при стабильном функционировании усиливает и ускоряет производственный процесс, а не тормозит его. Существуют специальные инструменты и методы управления, регламентированные должностными инструкциями, штатным расписанием и прочими документами.
Процесс управления – совокупность определенных видов деятельности, направленных на развитие организации и достижение стоящих перед ней целей.
Для данного процесса характерна непрерывность, циклическая повторяемость отдельных фаз (сбор информации, обработка, принятие решений и их выполнение), постоянное развитие.
3. ТОП-7 популярных видов управления
Ниже рассмотрим самые популярные из них.
Вид 1. Государственное и муниципальное управление
Государственное управление представляет собой деятельность структур государственной власти, направленную на воплощение в жизнь определенного политического курса страны.
Такой вид деятельности осуществляется должностными лицами – чиновниками и представителями законодательной власти.
Существует несколько подходов к государственному управлению:
- правовой;
- политический;
- управленческий.
Согласно правовому подходу, высшими ценностями госуправления выступают права граждан. При таком подходе госслужащий подчинен не столько непосредственному начальству, сколько Конституции страны и принципам правового государства.
Политический подход предполагает максимально полное воплощение в жизнь «воли народа». Служащие аппарата при таком подходе должны быть подчинены текущим интересам граждан, а органы исполнительной власти должны представлять собой социальное общество в миниатюре.
В управленческом подходе основные ценности – это эффективность, экономичность и практичность. Характерным признаком такого подхода выступает применение термина «государственный менеджмент» как синонима государственного и экономического управления. Такая модель практикуется, в частности, в Новой Зеландии, Канаде, ряде европейских стран.
Муниципальное управление – воплощение госуправления на местах, имеющее целью повышение уровня жизни локальных групп населения. Муниципальные органы не создают законов, а следят за их выполнением, а также управляют собственными службами и предприятиями.
Вид 2. Управление производством
Руководство предприятия обычно само определяет, какой будет схема управления производством. Бесперебойное функционирование компании напрямую зависит от строго соблюдения иерархии. Первое лицо компании обязано не только разбираться в структуре производства, но и грамотно подбирать представителей вертикальной цепи управления.
В широком смысле управлять производством – значит, вести его к завоеванию рынка с минимумом затрат и максимумом эффективности. При этом моральное (и материальное) удовлетворение должны получать все участники процесса, включая рядовых сотрудников.
Современные методы управления производством основаны на таких принципах, как:
- ориентация на постоянное улучшение функциональных и эстетических качеств продуктов и услуг;
- ответственность за результаты деятельности всех участников управленческого процесса;
- эффективная мотивация персонала;
- снижение значимости бюрократических механизмов;
- курс на экологическую чистоту производства и рациональное отношение к ресурсам и отходам.
Такое устройство управления носит название «процессного» и ориентировано преимущественно на бизнес-процессы, направленные не просто на получение стабильного дохода, но и на удовлетворение клиентских потребностей.
Вид 3. Стратегическое управление
Такое управление всегда ориентируется на человеческий потенциал как на основную ценность и движущую силу организации.
Стратегический менеджмент ориентирует производство на актуальные потребительские запросы и предполагает гибкость и готовность к постоянным изменениям в структуре и устройстве организации. Этот вид позволяет организации развиваться и выживать в конкурентных условиях.
Вид 4. Оперативное управление
Еще его называют операционным.
Ежедневное управление компанией, основанное на принятой стратегии. Такой вид управления предполагает разработку тактических целей и определённых планов действий.
Другими словами, это логическое продолжение стратегического управления. Лица, ответственные за ситуационное управление, должны разрабатывать конкретные шаги и действия для достижения долгосрочных целей.
Цель оперативного управления – реализация повседневных планов и коррекция деятельности при отклонении от их исполнения.
Вид 5. Управление финансами
Целенаправленный процесс перераспределения денежных ресурсов между субъектами финансовой системы. Субъекты финансового управления – специальные службы и органы (финансовый аппарат). Синоним данного понятия – финансовый менеджмент.
Управлять можно финансами предприятия, компании, личными финансами. Контроль денежных ресурсов – важнейшая отрасль экономического управления. На государственном уровне управление денежными потоками осуществляет Министерство Финансов.
Вид 6. Управление персоналом
Управление людьми (персоналом) – основополагающее понятие современной экономики. Данный вид деятельности отвечает за наём, развитие, ротацию, мотивацию и обучение персонала организации.
Долгосрочная задача управления персоналом – достижение целей предприятия, увеличение его прибылей посредством использования труда и таланта своих сотрудников.
В современном бизнесе такая деятельность имеет несколько целевых направлений:
- достижение лояльности потребителей;
- уменьшение издержек;
- рентабельность предприятия.
Если раньше отношения между работодателем и работником регулировались жестким регламентом, то сейчас в большинстве организаций создаётся атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.
Рядовые работники компании полностью вовлекаются в процесс достижения целей фирмы. В идеале интересы сотрудников должны совпадать с интересами самой компании. Ответственность за человеческие ресурсы лежит на кадровых работниках, руководителях вертикального уровня.
Эффективное управление персоналом включает следующие пункты:
- Составление производственных планов и грамотных должностных инструкций;
- Подбор персонала с целью формирования дружного коллектива;
- Анализ и контроль качества работы;
- Разработка программ повышения квалификации;
- Аттестация сотрудников;
- Обучение персонала;
- Мотивация сотрудников – начисление премий, продвижение по службе.
В современной литературе, посвященной теории и практике успешного бизнеса, вместо понятия «управление персоналом» часто употребляется термин «HR-менеджмент».
Более наглядное представление об управлении персоналом даёт следующая таблица:
Вид 7. Управление рисками
Управление рисками – другое название риск-менеджмента, процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение возможности возникновения нежелательных ситуаций в процессе производственной деятельности.
Лица, отвечающие за управление рисками, должны работать с информацией, составлять прогнозы и рассчитывать возможные изменения прибылей организации, связанные с различными факторами влияния.
4. Разбор важных принципов и моделей управления бизнесом и организацией
В конце прошлого века традиционный метод управления бизнесом по инструкциям уступил место управлению по целям, ценностям и социальным потребностям. Однако принципы управления в целом остаются неизменными со времени их формулировки основателем классической школы управления Анри Файолем.
Эти принципы таковы:
- Разделение труда.
- Единство руководства.
- Принцип иерархии.
- Принцип справедливого вознаграждения.
- Принцип дисциплины и приоритет общественных интересов.
А теперь рассмотрим, как воплощаются данные принципы на практике.
Разделение труда – естественный способ производить большее количество продукции лучшего качества, прилагая минимальные усилия. То есть усилия сотрудника направлены на меньшее число объектов, что позволяет ему совершенствовать свои умения, не отвлекаясь на посторонние задачи.
Наглядный пример
Управление сельским хозяйством в Нидерландах, где каждый фермер имеет узкую специализацию и занимается своим делом. Одни выращивают определенные виды овощей, уделяя основное внимание качеству, а не количеству продукции, другие отвечают за хранение урожая, третьи – за его транспортировку. Правительство при этом четко обозначает задачи сельскохозяйственной отрасли и оказывает фермерам посильную финансовую поддержку.
Единство руководства обозначает на практике подчинение конкретной организации только одному руководителю. Цели и долгосрочные планы компании также должны разрабатываться единым штабом. Двойные приказы и неопределенность целей всегда являются источником конфликтов и напряжения в коллективе.
Принцип иерархии – это создание эффективной цепи вертикального управления организацией. Приказы, идущие из «генштаба», должны пройти через каждого руководителя, прежде чем достигнут необходимого уровня. На практике это означает осведомлённость всех вертикальных руководителей о внедрении на производстве конкретных приказов и планов руководства.
Принцип дисциплины обеспечивает стабильные отношения между руководством и наёмными сотрудниками. За невыполнение работниками определенных договором отношений начальство вправе применять санкции и меры дисциплинарной ответственности. Общие интересы в конфликтных ситуациях должны преобладать над личными.
Пример
Неплохой сотрудник часто является на рабочее место с опозданием, оправдываясь семейными или бытовыми проблемами. Начальству следует обязательно применить к такому работнику санкции, иначе это навредит общему корпоративному духу.
Современные модели управления бизнесом можно представить в виде наглядной схемы:
5. 5 бесценных советов по управлению компанией
Управление компанией будет более продуктивным, если придерживаться следующих рекомендаций:
- Цените собственных сотрудников. Руководитель компании Panasonic Коносуке Мацусита часто повторял, что цена предприятия равна ценности его персонала. Всегда делитесь со своими сотрудниками информацией: чем больше они знают, тем лучше понимают свои функции.
- Стимулируйте и мотивируйте своих работников. Премии и поощрения сотрудников не разорят компанию, а наоборот, укрепят её позиции и поднимут корпоративный дух.
- Думайте о клиентах, стараясь опережать их желания. Инвестируйте деньги организации в долгосрочные цели и прогнозы потребительского спроса.
- Никогда не плывите по течению. Главное стараясь не отставать от конкурентов и копируя их модели ведения бизнеса. Ищите свой собственный уникальный путь.
- Умейте выстраивать приоритеты. Управляя компанией, руководство ежедневно решает десятки важнейших дел. Крайне важно осознавать степень их важности и не уделять слишком много сил и энергии локальным задачам. Ими должны заниматься заместители, начальники отделов и линейные менеджеры. Руководитель компании должен уметь планировать и уделять основную часть своей работы приоритетным и долгосрочным задачам.
Другими словами, эффективный руководитель должен грамотно совмещать ситуационное управление со стратегическим, уметь делегировать задачи представителям вертикальной цепи и мотивировать своих подчиненных, а также создавать команду.
6. Что значит управление собственной жизнью – секреты от Питера Друкера
Питера Друкера называют основоположником современного менеджмента. В ходе многолетних наблюдений этот ученый пришёл к выводу, что отличные специалисты и профессионалы в своей области редко становятся успешными руководителями.
Причина проста: управление – совершенно особенный вид деятельности, результативность которого напрямую зависит от индивидуальной эффективности человека.
Друкер доказал, что эффективность – не есть чисто врожденное качество, ей можно научиться и её можно развить, используя практические методики. В своей книге «Эффективный руководитель» Друкер подробно рассматривает 5 методов выработки навыков продуктивного поведения.
Вкратце они выглядят следующим образом:
- Управление временем: нужно знать, на что расходуется ваше время, и систематически трудиться над контролем времени.
- Установка на результат: концентрация на глобальных достижениях за рамками конкретных задач. Процесс выполнения работы – дело сотрудников, а не руководителя.
- Развитие собственных сильных сторон и стимуляция талантов подчиненных. Не следует зацикливаться на своих недостатках и слабостях.
- Умение принимать правильные решения. Эффективный руководитель должен выработать определенную систему – алгоритм необходимых шагов, приводящих к нужному результату.
- Расстановка приоритетов: грамотный руководитель всегда знает, какие задачи основные, какие – второстепенные.
Особое внимание в книге уделено «хронофагам» — ежедневным делам и стереотипам поведения, пожирающим ваше личное время. В Сети можно найти фрагменты данного труда и ознакомиться с ними детально.
Напоследок рекомендую вам посмотреть видео о том, как стать великим управленцем.
Фишками и секретами делится Алекс Яновский — известный менеджер и предприниматель:
Если вы просмотрели видео, то поняли принципиальную разницу между самореализацией менеджера, предпринимателя и специалиста. А кем бы хотели стать вы согласно данной классификации?
Напишите, что думаете об этом в комментариях к статье.
7. Заключение
Друзья, давайте подведем итоги.
Теперь вы знаете что такое управление, лучше осведомлены о его функциях, задачах и методах. Надеюсь, что мои советы помогут вам достичь практических целей в деле управления бизнесом, группами людей, собственной жизнью и личным временем.
Если данная статья натолкнула вас на какие-то идеи или мысли, смело высказывайте их в комментариях и отзывах!
Всего вам самого доброго!
hiterbober.ru
Система государственного управления
Наумов С.Ю., Осипова И.Н., Подсумкова А.А. Система государственного управления скачать
Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного управления
1.1. Методологические основы изучения государственного управления: основные понятия, природа и сущность
Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации государственной власти и общественной жизни. Основой для понимания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.
Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней:
1) федерального;
2) субъектов РФ;
3) местного самоуправления.
Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.
Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц.
Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов.
Государственный менеджмент. В 80-е годы XX в. на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». «Новое государственное управление» означает рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым государственные и муниципальные органы власти предоставляют общественные услуги, оплаченные гражданином исходя из его финансового состояния.
Существуют два подхода к понятию государственного управления. В широком смысле государственное управление – это деятельность государства по руководству различными сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле под государственным управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами.
Таким образом, государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.
Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
а) государственная управленческая деятельность – это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления;
в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.
Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание – целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого – упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, то есть обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, то есть властным характером используемых в процессе управления методов и средств. С точки зрения своего назначения государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления[1].
Отрасль государственного управления – это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).
Область государственного управления – это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально-культурной и административно-политической областях).
Сфера государственного управления – это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).
Орган государственного управления (исполнительной власти)– это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.
Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:
• во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;
• во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;
• в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.
studfiles.net